Top.Mail.Ru
Рубрика "Рекомендации старшего тренера"

Страховочные цепи

Страховочная цепь - это все элементы, которые вы используете для прекращения падения партнера при срыве и его удержания. Она включает в себя лидера, страхующего, страховочную станцию, промежуточные точки страховки, страховочную систему, карабины и веревку, которая все это соединяет.

Главная задача страховочной цепи, которую вы создаете при движении связки - задержать падение и погасить кинетическую энергию падения человека. В основном кинетическую энергию рывка гасит работа по растяжению страховочной веревки - чем больше растягивается веревка, тем меньше усилие в страховочной цепи. Поэтому для оценки силы рывка при срыве существует понятие фактора рывка, отношение глубины срыва (которая определяет потенциальную энергию падения, равную кинетической) к количеству веревки, которая это рывок гасит (чем больше задействовано веревки, тем больше она растянется).
ff = H/L, где ff - фактор рывка, Н - глубина срыва, а L - длина той веревки, которая участвует в погашении рывка.

В большинстве случаев при одинаковом факторе рывка даже при разной глубине срыва усилия срыва будут одинаковы. При испытаниях на стендах грузом 80 кг при факторе рывка, равно единице, усилие в динамической веревке составляет, в зависимости от качеств самой веревки, 4-6 кН ( 400-600 кгс).

При этом на промежуточную точку страховки в результате сложения усилий в веревке до и после карабина будет почти в два раза больше (примерно на 2/3 из-за потерь усилия на трение в карабине), т.е при весе лидера 80 кг может достигнуть 9 кН, Такие нагрузки выдержит не каждая ваша точка страховки! Поэтому фактор рывка единица считают предельно допустимым при нижней страховке.

К счастью, в таких испытаниях не учитывают другие звенья страховочной цепи, которые гасят рывок. При малых глубинах срыва (2-3 м) затягивание узлов и амортизация тела сорвавшегося еще заметно уменьшат силу рывка. Но больше рывок снизит подкидывание страхующего вверх при грамотной организации страховки - работа по поднятию его тела снизит энергию рывка. Правда, из-за инерции страховочной цепи подкидывание в основном дает эффект только вначале подлета, полметра-метр - дальше пик усилий рывка проходит, а ваш дальнейший подлет может привести к удару об скалы.

Также снижают рывок приемы динамической страховки - протравливание веревки в страховочном устройстве. Однако из-за медленной реакции человека они дают эффект только тогда, когда вы до автоматизма их отработали на страховочном стенде и точно знаете, что срыв произойдет сейчас.

Нужно учитывать, что трение в промежуточных точках и о рельеф не дает всей веревке одинаково участвовать в гашении рывка и при малом теоретическом факторе рывка при нескольких промежуточных точках в реальности усилие может быть заметно больше, чем в расчетах.

Также нужно не забывать про вес лидера - сила рывка вырастет пропорционально. Например, при факторе =1,7 (стандартный испытательный рывок для проверки динамических качеств веревки) при весе груза 80 кг рывок в новой современной веревке будет до 9кН, а вот при весе 110 кг он может достигнуть 11 кН.
Также уменьшает эластичность веревки (а следовательно, увеличивает силу рывка) её намокание на маршруте, а также старение капрона в результате воздействия ультрафиолетовых лучей солнца и загрязнение сердцевины веревки пылью.

Ну и нужно понимать - основная опасность для лидера при срыве не сила рывка, а травмы от ударов о рельеф.

Тренируйте технику лазания и не срывайтесь!

ЗАДАТЬ ВОПРОС
Telegram
WhatsApp